Открытие аптеки: маркетинговый подход
Все возрастающая конкуренция в аптечном сегменте рынка заставляет уделять все большее внимание маркетинговому планированию при отрытии аптеки, а также многочисленным факторам, от которых будет зависеть ее экономическая эффективность.
Аптечный маркетинг: планирование
Маркетинговое планирование условно можно разделить на внешнее и внутреннее (планирование торгового зала). Внешнее планирование может учитывать:
-
Размер человеческих потоков вблизи аптеки, т.е. потенциальную проходимость.
-
Расположение поблизости медицинских учреждений.
-
Определение портрета "типичного" покупателя вашей аптеки: необходимо проанализировать кто именно проживает, работает рядом с вашей будущей аптекой, что это за люди, каков их социальный статус, доходы и прочее.
-
Наличие конкурентов в данном районе и оценку их недостатков и преимущест
Конкуренция между аптеками – главная угроза эффективности открывающегося аптечного бизнеса. И нужно иметь четкий маркетинговый план.
-
На основе предыдущего пункта планируются конкурентные преимущества вашей будущей торговой точки: это может быть аптечный ассортимент, прайслист аптеки (ценовая политика), время работы, квалификация первостольников, программы лояльности для покупателей, возможность бесплатного измерения давления в аптеке и т.д.
Еще раз отмечу, что планирование конкурентных преимуществ строится на основе анализа вашего конкурентного окружения. Это необходимо для того, чтобы иметь инструменты влияния на решение потенциальных покупателей прийти именно в вашу аптеку, а не к конкуренту в соседнем доме. И если у Ваших конкурентов существуют проблемы с ассортиментом, то вашим конкурентным преимуществом может стать именно ассортимент аптеки.
Маркетинговое планирование торгового зала
После того как произведена такая оценка и планирование, а также найдено помещение, соответствующее лицензионным требованиям, необходимо приступить к планированию торгового зала. Это достаточно важно для увеличения товарооборота и среднего чека. Важность тщательного планирования торгового зала руководители аптек обычно осознают после того, как у них появляются знания об особенностях принятия клиентами решения о покупке в торговых точках.
Существуют три категории покупок в аптеке:
В первом случае повлиять на решение покупателя, например, купить не дешёвый парацетамол, а немецкий аспирин, – достаточно сложно. Гораздо проще повлиять на такого покупателя таким образом, чтобы он совершил незапланированную сопутствующую покупку.
Во втором случае – существуют навыки, которые позволяют эффективно влиять на принятие клиентом решения о покупке, например, более дорогостоящего препарата, чем клиент изначально планировал. А также есть возможности для стимулирования незапланированной сопутствующей покупки.
Большую роль в этом могут сыграть:
-
Формат аптеки: открытая, закрытая выкладка или формат "аптека прилавочного типа"
-
Зонирование: расположение витрин в аптеке таким образом, чтобы увеличить количество «горячих» и уменьшить количество «холодных зон»
-
Правильное расположение различных групп препаратов на различных витринах, и с учетом маршрутов движения покупателей по торговому залу
-
Мерчандайзинг – правильная выкладка препаратов на полках
-
Наличие рекламных материалов
-
Навыки продаж первостолькиков: ни один из предыдущих пунктов не может сравниться по силе влияния на принятие клиентом решения о покупке – с обученными продавать первостольниками. Применение первостольниками навыков продаж позволит эффективно влиять на покупателей при "нечетко спланированных" покупках, и для стимулирования "незапланированных" покупок.
Акции в аптеках: проводить или не проводить
Если для привлечения покупателей вы проводите различные акции, то нужно понимать, что любые маркетинговые мероприятия стоят денег и, таким образом, уменьшают эффективность бизнеса. То, что Вы расчитываете получить, должно быть больше того, что Вы на это потратите. Акции для покупателей могут носить характер «Подарок за покупку», «Два по цене одного», «Горячее предложение по низкой цене».
Если Вы проводите акции совместно с представителями фармкомпаний, то нужно понимать, что любая фармкомпания будет преследовать только одну цель – увеличить продажи именного своего препарата. Нужно понимать, что это бывает в основном только за счет перераспределения продаж между конкурентными препаратами. Если вы устраиваете акцию по недорогому препарату, то с одной стороны это хорошо, т.к. подарок за покупку в какой-то мере может повлиять на лояльность покупателя. Но с другой стороны – вы уменьшаете этим продажи более дорогих позиций, и соответственно свою прибыль.
Кроме того, часто фармкомпании проводят акции на продажу для фармацевтов. В этом случае фармацевту необходимо продать определенное количество упаковок препарата для того, что бы получить подарок. Нужно отметить, что акции такого формата могут нанести аптеке больше вреда, чем пользы. Так как покупателям эти акционные препараты зачастую начинают просто навязывать, что покупатели конечно чувствуют.
Поэтому, если Вы и проводите акции вроде "Горячего предложения по низкой цене", то нужно понимать, что если покупателя привлекла такая акция, то главным критерием выбора аптеки для такого покупателя – является именно критерий "низкая цена". И если ваша аптека по остальным позициям проигрывает своим конкурентам, то этот покупатель никогда не станет постоянным клиентом вашей аптеки. Скорее всего он купит препарат по акционной низкой цене и вряд ли вернется снова (если не будет очередной акции).
Поэтому вообще нужно четко представлять, чего Вы добъетесь проведением такой акции, и соответствуют ли эти результаты вашим целям. Иначе акции могут превратиться лишь в неэфективный инструмент, уменьшающий рентабельность вашего бизнеса.
Эффективна ли аптечная реклама ?
Реклама аптеки может быть действительно эффективной, если в этой рекламе содержится то, что может повлиять на решение потенциального клиента прийти именно в вашу аптеку, а не конкуренту из соседнего дома. Это может быть и медийный формат, и листовки по почтовым ящикам, и т.д. Эффективность такой рекламы будет прежде всего зависеть от ее содержания, от того – влияет ли содержание рекламы на принятие решение потенциального покупателя обратиться именно в вашу аптеку.
Содержание ракламы – это то, что в ней будет сказано или написано, т.е. вербальное поведение. Анализируя рекламу вообще в целом становится особенно грустно от непрофессионализма рекламщиков, которые в 95% даже не знают о том, как покупатели принимают решение о покупке (не говоря уже про аптечную специфику), как на принятие решения потенциальных клиентов влияет то или иное вербальное поведение, продемонстрированное в рекламе. И здесь на помощь порой может прийти хороший маркетолог или бизнес-тренер.
Кроме того нужно понимать, что реклама носит кратковременный характер, стоит дорого, а определить ее эффективность весьма сложно (не будешь же каждого покупателя в аптеке спрашивать про рекламу и прочее). С точки зрения, извлечения долговременного позитивного эффекта от вложений в развитие продаж в аптке – наиболее интересным может быть обучение сотрудников аптек:
— навыкам кросс-продаж (продажа сопутствующих товаров)
— навыкам продажи дорогих препаратов (чтобы снизить количество отказов от покупки)
— навыкам мерчандайзинга (чтобы увеличить количество незапланированных покупок в аптеке).
Все это позволит поднять средний чек в аптеке, ускорить товарооборот и т.д. К тому же (в отличие от рекламы) эффективность таких вложений в сотрудников носит долговременный характер, и при грамотной политике в отношении отбора и удержания персонала может стать залогом развития бизнеса. К тому же эффективность таких вложений можно просчитать: наблюдая за процессом продажи своих сотрудников и анализируя его.
Ведь фармацевт – он же и продавец в аптеке. Современные условия требуют от сотрудников аптеки быть не только хорошими специалистами в фармацевтике, но и быть хорошими продавцами, т.к. с связи с все возрастающей конкуренцией между аптеками – экономическая эффективность аптечных учреждений все больше будет зависеть от:
-
навыков маркетингового планирования, позволяющих привлекать клиентов в аптеку
-
навыков продаж и обслуживания персонала, которые позволяют увеличить прибыль с каждого клиента. Ведь с увеличением количества аптек происходит уменьшение доли покупателей каждой их них. В этих условиях, чтобы не только поддерживать продажи на одном уровне, но и развивать их – необходимо повышать эффективность работы с каждым клиентом.
Аптечный сервис и продажи
В понятие аптечный сервис входит не только вежливость первостольников, удобство перемещения по торговому залу, небольшое время проведенное в очереди, хороший ассортимент, дополнительные услуги, но и то, как происходит процесс продажи. Не манипулирует ли первостольник покупалем, не давит ли на него при рекомендациях сопутствующего товара или дорогого препарата...
Ведь многие покупатели поддавшись давлению или согласившись на ненужную покупку - потом просто больше никогда не придут в эту аптеку. Для того, чтобы продавать больше – нельязя давить на покупателей, обманывать и продавать ненужное. Современные технологии продаж в аптеке позволяют избежать такого подхода к продажам.
Главный элемент аптечного сервиса – это удовлетворенность клиента от покупки. Только таким образом можно сформировать пулл постоянных посетителей, который будет гарантией стабильности вашего бизнеса.
Статьи, которые также могут быть для Вас интересными:
– Конкуренция в аптечном бизнесе (статья для журнала «Катрен Стиль», 2012 г.)
– Влияние мерчандайзинга на аптечные продажи